Цель профессиональной
ориентации учащихся рассматривается в общей связи с более широкими целями и
задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена
следующим образом: - сформировать у школьников готовность к
общественно-полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность
качеств и свойств, обуславливающих потребность и возможность успешно трудиться
с пользой для общества и удовлетворением для себя; - это формирование чувства
общественного долга, трудолюбия, сознательного и добросовестного отношения к
труду, коллективизма, организованности, дисциплинированности.
Важным компонентом
системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение
- сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении в
развитии экономики, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях,
предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и
путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся
должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое
культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура
предприятия, оплата по окладу, оплата по конечным результатам труда и т. д.
Задача по ознакомлению
учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях рынка
труда поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной школы.
На этой странице можно
получить информацию о наиболее востребованных и популярных профессиях, о самых
рейтинговых учебных заведениях, о правилах и возможных ошибках при выборе
профессии и много другой полезной информации для будущих абитуриентов.
Всем «по типу»…
Помочь определится в
океане возможностей и мире профессий может компьютерная диагностика профессиональных
интересов.
Зачастую у человека
обнаруживается склонность к определенному типу профессий.
Существуют такие типы,
как:
- человек – человек, человек – природа, человек – художественный образ,
- человек – техника, человек – знаковая система.
Профессии типа «человек
– человек» обязательно включают работу с людьми. Это специальности,
связанные с обслуживанием людей и включающие постоянное общение
(например, менеджер). В медицине это любой врач, в системе образования
психолог или учитель.
Профессии типа «человек
– природа» связаны с растениеводством, животноводством и лесным
хозяйством. Они объединяют животноводов, пчеловодов, лесоводов,
агрономов, ветеринаров и т.д. Предполагают взаимодействие с объектами мира
природы.
Профессии типа «человек
– художественный образ» предполагают работу с эстетическим материалом
и творческий склад ума. Это маляры, копировальщики рисунков,
художники-оформители, живописцы, реставраторы и т.д.
Профессии типа «человек
– техника» предполагают работу с техническими средствами. Это слесари,
швеи, шоферы, инженеры и другие технические специальности.
Профессии типа «человек
– знаковая система» имеют дело с разного рода условными знаками,
шифрами, кодами, формулами, языками и прочими символами. Они могут быть также
связаны с подсчетами и цифрами. Это сурдопереводчики и лингвисты, а также
музыкальные специальности.
Если Вы не знаете, к
какому типу отнести себя, Вы можете обратиться в социально – педагогическую и
психологическую службу и пройти тестирование. Тел 243-13-98
Правила выбора профессии
- Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
- Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
- Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
- Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
- Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
- Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
- При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
- При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
- Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.
При выборе профессии следует учитывать
- Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом «ХОЧУ».
- Возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «МОГУ».
- Запросы рынка труда, потребность в кадрах – «НАДО».
Ошибки и затруднения при выборе профессии
- Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
- Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
- Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
- Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
- Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
- Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
- Устарелые представления о характере труда в некоторых средствах производства.
- Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Комментариев нет:
Отправить комментарий